Достижение стратегических целей развития Камчатского края к 2030 году возможно при комплексном использовании современных организационных, правовых и финансовых механизмов реализации Стратегии.

1. Организационные механизмы реализации Стратегии.

1.1. Программно-целевое управление.

Программно-целевое управление предполагает разработку приоритетных направлений развития региона на определенный период по принципу «дерева целей», закрепления их на уровне Стратегии и подкрепление их в рамках принятых соответствующих отраслевых стратегий и государственных региональных программ.

1.2. Государственно-частное партнерство

Государственно-частное партнерство (далее – ГЧП) представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности – от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий.

1.3. Кластерная политика.

Кластерная политика, как инструмент регионального развития, заключается в комплексном решении задач стратегии регионального развития, нацеленной на повышение конкурентоспособности экономики региона; эффективной реализации промышленной политики, перехода на инновационную модель развития, создания конкурентной среды малого и среднего бизнеса во взаимодействии с крупными предприятиями, повышения образовательного уровня, развития региональной инфраструктуры.

Кластерная политика Камчатского края должна включать следующие приоритетные направления:

  • создание условий для интеграции предприятий края и перспективных проектов в межмуниципальные кластерные структуры, за счет формирования единой системы управления кластерным развитием на уровне Правительства края, консолидации финансовых ресурсов, создания механизмов административной и организационной поддержки муниципальных и частных кластерных инициатив;
  • создание условий для интеграции предприятий края и перспективных проектов в межрегиональные кластерные структуры, в том числе в сфере переработки уловов водных биоресурсов и производства продукции из них, развития аква- и марикультуры, туристическом и рекреационном секторе за счет кооперации хозяйствующих субъектов края и иных субъектов ДФО, привлечения средств крупных ключевых отраслевых инвесторов и операторов услуг;
  • создание транспортной, энергетической, телекоммуникаций, финансовой инфраструктуры, инфраструктуры маркетинговой поддержки кластерных проектов за счет привлечения средств бюджетов и частных инвесторов, профессиональной и мотивированной поддержки частных и муниципальных кластерных инициатив.

1.4. Организационные механизмы

С целью организации эффективного управления реализацией Стратегией предлагается сформировать систему координирующих органов, позволяющих направлять и контролировать ход исполнения инвестиционных проектов, процессов участия муниципальных образований в мероприятиях стратегического развития Камчатского края.

2. Экономические механизмы реализации Стратегии.

Реализация Стратегии предусматривает использование целевого финансирования конкретных мероприятий и проектов в рамках закупок и поставки продукции для государственных нужд и государственной поддержки, направленной на стимулирование инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Государственная поддержка инвестиционной деятельности в Камчатском крае осуществляется в соответствии с Законом Камчатского края от 22.09.2008 № 129 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Камчатском крае» в форме финансовых и нефинансовых мер.

Для успешной реализации Стратегии необходимо развивать все существующие механизмы привлечения внебюджетных средств: привлечение инвестиций в уставный капитал, акционирование и создание совместных предприятий, кредитование, лизинг, организацию публичных займов, использование залоговых инструментов и другие. Принципиальное значение имеет обобщение информации о доступных инвестиционных ресурсах из всех источников и планирование их эффективного использования для реализации приоритетных проектов при проведении кластерной политики. Особое внимание будет определено целевому привлечению средств инвесторов, в том числе зарубежных, и поиску стратегических инвесторов, заинтересованных в долгосрочном сотрудничестве. Решение этих задач предполагается возложить на «Агентство по привлечению инвестиций».

3. Информационные механизмы реализации Стратегии.

Большое значение для реализации Стратегии имеет ее информационно-коммуникационное обеспечение. С этой целью необходимо осуществление комплекса мер, направленных на:

  • опережающую подготовку и свод инвестиционных проектов, бизнес-планов и проектно-сметной документации хозяйствующих субъектов в интересах потенциальных инвесторов;
  • повышение информированности потенциальных инвесторов об имеющихся в Камчатском крае возможностях для вложения средств, создание и ведение банка данных, организация активного продвижения региона через участие и организацию выставок, аукционов, в том числе через Интернет;
  • помощь хозяйствующим субъектам (обучение, консультирование и др.) при разработке инвестиционной документации, стимулирование формирования системы профессионального сервиса (аудиторских, консалтинговых, юридических и рекламных компаний), которая является важнейшим элементом деловой инфраструктуры (бизнес-среды).

Кроме того, информационная поддержка должна быть предоставлена организациям по сотрудничеству (отраслевым ассоциациям, деловым союзам и пр.).

4. Правовые механизмы реализации Стратегии.

Основным правовым механизмом реализации Стратегии является целеориентированное и скоординированное применение действующих нормативных правовых актов федерального и регионального уровней, а также разработка и совершенствование правовых актов Камчатского края, формирующих правовую среду для проведения кластерной политики и эффективного применения механизмов государственно-частного партнерства.

Нормативная правовая база Стратегии призвана обеспечить рост деловой и инвестиционной активности в регионе, а также регулировать отношения федеральных, краевых и муниципальных органов власти, хозяйствующих субъектов, заказчиков и исполнителей мероприятий Стратегии.

Принципиальное значение имеет принятие региональных законов, формирующих институциональную среду для проведения кластерной политики в крае: Закон Камчатского края «О кластерной политике в Камчатском крае» и «Концепция реализации в Камчатском крае проектов государственно-частного партнерства».

5. Ресурсное обеспечение реализации Стратегии.