Система физической культуры и спорта Камчатского края ориентирована на максимальное удовлетворение потребностей населения в физической активности и укрепления здоровья посредством развития инфраструктуры физической культуры и спорта, а также на популяризацию массового и профессионального спорта и приобщение различных возрастных групп населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Актуальность реформирования данной отрасли связана, прежде всего, с необходимостью приведения направлений ее развития в соответствие с основными направлениями социально-экономических преобразований в обществе.
Видение развития отрасли базируется на глубоком анализе состояния сферы физической культуры и спорта в регионе, в ходе которого выявлен ряд следующих проблем:
существующая в Камчатском крае инфраструктура не позволяет удовлетворить растущие потребности населения в занятиях физической культурой и спортом;
материально-техническая база для занятий массовым спортом требует улучшения, вкритическом состояниинаходятся плоскостныеспортивные сооружения;
техническое состояние, низкая пропускная способность горнолыжных подъемников, особенно горнолыжных баз КГО УДОД СДЮСШОР «Эдельвейс», не позволяет качественно и полноценно проводить даже учебно-тренировочный процесс. Спортивные сооружения горнолыжного комплекса построеныв конце 1960-х годов и в настоящее время имеют значительный физический износ. Исключение составляет введенная в эксплуатацию в 2010 г. буксировочная канатно-бугельная дорога, протяженностью 1400 м на горе «Морозная».
не укомплектованность квалифицированными кадрами сферы физической культуры и спорта. Слабо закрепляются молодые специалисты в дошкольных и общеобразовательных организациях, детско-юношеских спортивных школах.
Состояние проблемных сфер развития физической культуры и спорта в Камчатском крае определяет приоритетные направления развития отрасли:
1. Укрепление здоровья населения Камчатского края средствами физической культуры и спорта, привлечение населения к занятиям физической культурой и спортом.
2. Создание доступной инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом, обеспечивающей весь спектр потребностей спортсменов
и интересов населения Камчатского края.
3. Повышение уровня подготовленности спортсменов высокого класса для успешного выступления на всероссийских и международных соревнованиях, Олимпийских и Паралимпийских играх.
Цель развития физической культуры и спорта в Камчатском крае – повышение качества жизни и состояния здоровья населения средствами физической культуры и спорта.
Задачи развития сферы физической культуры и спорта:
1. Развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта.
2. Укрепление здоровья населения Камчатского края средствами физической культуры и спорта, привлечение населения к массовым занятиям физической культурой и спортом.
3. Повышение конкурентоспособности спортивных сборных команд Камчатского края и спортивных клубов Камчатского края на российской и международной спортивной арене.
4. Развитие кадрового потенциала физической культуры и спорта.
Решение задач развития сферы физической культуры и спорта в Камчатском крае на средне и долгосрочную перспективу предусматривает реализацию комплекса мероприятий, направленных на решение приоритетных задач отрасли.
1. Развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта.
1.1 Проектирование, строительство, реконструкция и модернизацияспортивных объектов для занятий физической культурой и массовым спортом.
В рамках решения задачи по развитию инфраструктуры сферы физической культуры и спорта, в среднесрочном периоде планируется строительство и реконструкция следующих спортивных объектов:
строительство физкультурно-спортивного комплекса с ледовой ареной в г. Петропавловске-Камчатском (в составе Спортивного парка г. Петропавловска-Камчатского в районе Лыжной базы «Лесная»);
разработка проектно-сметных документаций и строительство физкультурно-спортивного комплекса в с. Мильково Мильковского района;
разработка проектно-сметной документации и строительство физкультурно-спортивного комплекса с универсальным игровым залом в г. Петропавловске-Камчатском;
реконструкция Дворца спорта с плавательным бассейном в г. Петропавловске-Камчатском;
реконструкция стадиона «Спартак» в г. Петропавловске-Камчатском;
модернизация стадиона «Водник» в г. Петропавловске-Камчатском.
Помимо данных объектов необходимо предусмотреть развитие спортивной инфраструктуры во всех муниципальных образованиях Камчатского края.
Реализация данных проектов позволит создать в Камчатском крае качественно новые условия для развития спорта. После окончания строительства данные объекты будут служить не только развитию массового спорта, но и спорту высших достижений, в том числе при подготовке сборных команд России по различным видам спорта к крупнейшим соревнованиям, проводимым в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
2. Укрепление здоровья населения Камчатского края средствами физической культуры и спорта, привлечение населения к массовым занятиям физической культурой и спортом.
Обеспечение условий для развития массового спорта, доступности спортивных объектов широким слоям населения, формирования здорового образа жизни, полный охват населения услугами физической культуры и спорта – должно стать одним из приоритетных направлений социальной политики края.
Особенно важно решить задачу повышения уровня вовлеченности жителей в регулярные занятия физической культурой и спортом. Решение этой задачи будет способствовать достижению сразу нескольких целей: улучшению здоровья жителей, повышению комфортности проживания за счет улучшения условий для проведения здорового досуга, сокращению социальной базы для развития алкоголизма, наркомании, националистических и экстремистских настроений.
Решение задачи планируется решить через реализацию приведенного ниже комплекса мероприятий.
2.1. Разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как составляющей здорового образа жизни, создание условий и разработка стимулов для увеличения числа лиц, самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом в Камчатском крае
2.1.1 Организация и проведение массовых пропагандистских физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе с непосредственным участием населения.
Предлагается привлечение к пропаганде физической культуры и спорта ведущих спортсменов, популярных артистов, представителей различных молодежных субкультур.
2.1.2 Развитие интегрированных маркетинговых коммуникаций по продвижению ценностей физической культуры, распространению знаний о здоровом образе жизни, пропаганде активного образа жизни, широкому освещению физкультурно-спортивных мероприятий, проходящих на территории города, через средства массовой информации, в том числе:
создание и обеспечение трансляции на местных теле- и радиоканалах физкультурно-спортивных передач, рекламных роликов, призывающих заниматься физической культурой и спортом (с упором на зимние виды спорта);
оперативное обеспечение средств массовой информации материалами по текущим спортивным соревнованиями выступлениямсильнейших камчатских спортсменов на всероссийских имеждународных спортивных соревнованиях;
использование возможностей сети Интернет для пропаганды физической культуры и спорта, информирования населения о предоставляемых физкультурно-оздоровительных услугах;
созданиеи размещение наружной щитовой рекламы, пропагандирующей здоровый образ жизни, занятия физической культурой и спортом; использование социальной рекламы в пропаганде здорового образа жизни дляприобщения к занятиям физической культурой и спортом широких слоев населения.
2.2. Модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, с учетом мер по стимулированию к выполнению нормативов и требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
2.2.1 Создание условий и стимулов для создания спортивных команд, функционирующих на базе образовательных организаций по месту жительства.
2.2.2 Увеличение охвата детей, посещающих дошкольные образовательные организации обязательными и дополнительными занятиями физической культурой по программам дошкольных образовательных организаций.
2.2.3 Сохранение обязательной формы физкультурного образования - для обучающихся общеобразовательных организаций в объеме не менее 3 часов с учетом одного дополнительного часа в неделю в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, существенное увеличение объема спортивной работы в общеобразовательных организациях во внеурочное время, в том числе:
оснащение общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей необходимым спортивным инвентарем и оборудованием;
совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий для всех категорий обучающихся и студентов;
организация и проведение фестивалей спорта обучающихся общеобразовательных организаций и студенческих универсиад;
организация активного взаимодействия ДЮСШ и СДЮШОР с общеобразовательными учреждениями для оказания практической помощи в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.
2.2.4 Содействие развитию физической активности различных категорий и групп населения, занятия новыми видами спорта, спортивным туризмом и национальными видами спорта, в том числе:
создание условий для физкультурно-оздоровительных занятий взрослой категории населения;
разработка физкультурно-оздоровительных программ занятий для граждан старшего возраста;
стимулирование работодателей для создания условий для физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также пропаганды здорового образа жизни среди работников;
организация комплексных спортивных состязаний по возрастным группам (старшее поколение, молодежь, дети и т.д.), в рамках проведения общероссийских, региональных или муниципальных мероприятийпосвященным памятным датам, историческим событиям и пр.;
развитие социальных программ по обеспечению льготных и бесплатных занятий спортом для малообеспеченных категорий граждан (студентов, инвалидов, лиц пожилого возраста и др.).
2.2.5 Разработка мер по привлечению к занятиям физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, в том числе:
создание отделений и групп в спортивных школах для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
обеспечение доступности объектов спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов;
организация и проведение Спартакиад среди инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения, спортивные праздники среди детей – инвалидов детских домов и школ-интернатов, а также реабилитационных центров;
содействие развитию и популяризации адаптивной физической культурой и адаптивного спорта, в том числе информация в рамках теле-, радиовещания, выпуска полиграфической продукции по вопросам адаптивной физической культурой и адаптивного спорта.
2.2.6 Содействие развитию массовых занятий физической культуры и спортом в сельскихгородских поселениях Камчатского края, в том числе:
строительство быстровозводимых спортивных модулей в административных центрах поселений;
реконструкция пришкольных стадионов с оборудованием специализированных беговых дорожек, с разбивкой и нормативным оборудованием футбольного поля;
реконструкция школьных спортивных залов с обеспечением доступа к ним жителей населенных пунктов в вечернее время;
развитие муниципальных услуг проката спортивного снаряжения и инвентаря;
привлечение частных инвестиций в область физической культуры и спорта, развитию частных пунктов проката спортивного снаряжения и инвентаря;
проведение комплексных спортивно-массовых соревнований и спартакиад среди всех возрастных категорий населения;
внедрение системы мер по обеспечению безопасности развития в городах «уличных» видов спорта.
проектирование велосипедных дорожек в рекреационных зонах населенных пунктов;
С целью создания условий для массовых занятий спортом в пределах шаговой доступности от мест проживания, работы и учебы населения необходимо поддерживать инициативы жителей, органов местного самоуправления и общественных организаций по развитию придомовой спортивной инфраструктуры (создание дворовых спортплощадок, перепрофилирование неиспользуемых нежилых помещений в спортивные объекты).
В соревнованиях по месту жительства, особенно среди подростков, больший акцент сделать на игровые виды спорта (хоккей, футбол, волейбол, стритбол, баскетбол и другие).
2.2.7 Развитие системы массовых прикладных и военно-технических видов спорта, создание условий для занятий авиационными, радиотехническими и военно-прикладными видами спорта.
3. Повышение конкурентоспособности спортивных сборных команд Камчатского края и спортивных клубов Камчатского края на российской и международной спортивной арене.
Ведущую роль в развитии спорта в Камчатском крае играет сегодня и будет продолжать играть в дальнейшем Авачинская (Петропавловско-Елизовская) агломерация. Для реализации потенциала края как спортивного центра на Северо-Востоке России в первую очередь целесообразно развитие инфраструктуры зимних видов спорта и содействие развитию школ восточных единоборств.
В соответствии с пунктом 1.2 ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; и Порядком утверждения перечня базовых видов спорта, утвержденным приказом Министерства спорта Российской Федерации от 07.05.2013 № 244, утвержден перечень базовых видов спорта на 2014 – 2018 годы (в том числе в редакции приказа Министерства спорта Российской Федерации от 14.02.2014 № 83 «Об утверждении перечня базовых видов спорта на 2014-2018 годы»).
Для Камчатского края утверждён перечень из двух зимних видов спорта – горнолыжный спорт и сноуборд, а также двух летних – тхэквондо и киокусинкай (неолимпийский вид), для развития которого в Камчатском крае строятся дополнительные горнолыжные трассы и привлекаются к работе зарубежные специалисты.
3.1. Развитие инфраструктуры для подготовки спортсменов высокого класса Камчатского края и эффективной работы с резервом.
3.1.1 Реконструкция инфраструктуры горнолыжных комплексовв г. Елизово (гора «Морозная») и г. Петропавловске-Камчатском (горнолыжные базы «Эдельвейс», «Красная сопка») и их оснащение специальной техникой,спортивным инвентарем и оборудованием.
3.1.2 Строительство биатлонного комплекса в г. Петропавловске-Камчатском.
3.2. Повышение эффективности системы подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва.
3.2.1 Разработка и реализация мер социальной поддержки спортсменов и тренеров, мер социальной защиты спортсменов, тренеров и иных работников в сфере физической культуры и спорта.
3.2.2 Приоритетное финансовое обеспечение олимпийских видов спорта, а также подготовки отдельных спортсменов, имеющих реальные предпосылки для успешного выступления на крупнейших международных соревнованиях.
3.2.3 Поощрение спортсменов и их тренеров за выдающиеся результаты в спорте высших достижений.
3.2.4 Обмен международными спортивными делегациями для приобретения спортивного опыта.
3.3. Создание федерального центра подготовки сборных команд по зимним видам спорта, в том числе:
выход на федеральный уровень с инициативой создания в г. Петропавловске-Камчатском всероссийского цента горнолыжного спорта.
3.4 Создание региональных центров подготовки спортивных сборных команд (по приоритетным зимним видам спорта).
3.4.1 Обеспечение участия спортсменов в официальных межрегиональных, всероссийских, международных спортивных соревнованиях.
3.4.2 Разработать систему взаимодействия образовательных организаций высшего образования с училищами олимпийского резерва и спортивными центрами.
4. Развитие кадрового потенциала физической культуры и спорта.
4.1. Расширение кадрового потенциала – преподавателей, тренеров, специалистов физической культуры и спорта, работающих в образовательных организациях.
4.1.1 Ведение и систематическое обновление реестра кадров сферы физической культуры и спорта Камчатского края.
4.1.2 Создание благоприятных условий для работы молодых специалистов в сфере физической культуры и спорта, путем материального и морального поощрения молодых преподавателей сферы физической культуры и спорта.
4.1.3 Направление специалистов сферы физической культуры и спорта на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
4.1.4 Ежегодное проведение краевого конкурса на звание лучшего преподавателя физической культуры, тренера, спортсмена.
4.1.5 Стимулирование работников спортивных учрежденийк росту результативности работы учреждения и стимулирование работников к повышению квалификации тренерского состава, других специалистов и руководящих работников учреждений путем разработки и внедрения системы оплаты труда тренерского состава, других специалистов и руководящих работников учреждения.
4.2. Подготовка и повышение квалификации спортивных судей
4.2.1 Организация и проведение семинаров для спортивных судей по видам спорта с привлечением спортивных судей всероссийской категории из других регионов.
4.2.2 Командирование спортивных судей первой категории на всероссийские спортивные соревнования для получения опыта и стажа судейства с целью повышения своей квалификации.
4.2.3 Организация и проведение мастер-классов для тренеров и спортивных судей.
4.3. Улучшение кадрового обеспечения сферы управления физической культурой и спортом, включая разработку мер по кадровому обеспечению физической спортивной работы среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Мерами и механизмами обеспечивающими развитие физической культуры и спорта Камчатского края являются:
1) применение механизмов ГЧП в вопросах финансирования создания и эксплуатации спортивной базы Камчатского края.
Привлечение частных инвестиций в рамках ГЧП предлагается в двух направлениях:
Первое направление – участие частных инвесторов в создании спортивной инфраструктуры и дальнейшая ее эксплуатация на основе государственной поддержки в случае предоставления льгот по оплате физкультурно-спортивных услуг населению Камчатского края;
Второе направление – участие бюджетных инвестиций в создании спортивной базы, а дальнейшее содержание и эксплуатация – за счет средств негосударственных организаций.
2) Ключевым финансовым механизмом государственного регулирования на краевом уровне развития физической культуры и спорта является субсидирование муниципальных образований и организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере физической культуры и спорта:
а) возмещение за счет средств краевого бюджета части затрат, связанных со строительством объектов негосударственной собственности, в том числе затрат на подключение построенных объектов к сетям тепло-, водо- и электроснабжения, а также возмещение ставки по кредиту при предоставлении кредитными организациями средств на строительство спортивных объектов;
б) софинансирование из краевого бюджета мероприятий муниципальных программ по развитию объектов спортивной инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом (в т.ч. в общеобразовательных организациях), через предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований;
в) предоставление субсидий:
некоммерческим организациям – физкультурно-спортивным организациям (спортивным клубам);
юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям;
краевым государственным автономным и бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
3) размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 04 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».