Приоритетами региональной политики в сфере
образования являются доступность, качество, эффективность и открытость
образования. В соответствии с ними в крае проводится планомерная работа по
совершенствованию региональной системы образования.
Вместе с тем, в сфере общего образования Камчатского
края можно выделить следующие проблемы: обеспечение местами в дошкольных
образовательных организациях детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
значительное количество малокомплектных школ, в особенности в Корякском округе;
износ школьных зданий и нехватка мест в общеобразовательных организациях
(преимущественно в Петропавловск-Камчатском городском округе и Елизовском
муниципальном районе) для организации учебного процесса в одну смену; медленное
обновление педагогического корпуса и сохранение возрастного и гендерного
дисбаланса в кадровом составе школ.
Стратегическими целями развития сферы
образования являются:
1) усиление вклада образования в
социально-экономическое развитие Камчатского края и обеспечение современного
качества и доступности образования для детей и молодежи;
2) обеспечение соответствия качества
образования требованиям инновационного социально-ориентированного развития
Камчатского края.
1. Создание в системе общего и дополнительного
образования равных возможностей для современного качественного образования
детей, как института социального развития.
В системе дошкольного образования приоритетным
является решение следующих задач:
1) обеспечение
доступности дошкольного образования на основе комплексного развития сети
дошкольных образовательных организаций, в том числе за счет развития
негосударственного сектора;
2) обеспечение
условий для организации образовательного процесса в соответствии с
установленными требованиями к дошкольному образованию;
3) создание
консультационных центров в дошкольных образовательных организациях и
общеобразовательных организациях для родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающих получение детьми дошкольного
образования в форме семейного образования с целью реализации их права на
получение методической, психолого-педагогической, диагностической и
консультационной помощи без взимания платы.
В сфере начального общего, основного общего и
среднего общего образования приоритетными являются задачи по:
реализации мероприятий, направленных на
обеспечение внедрения ФГОС начального общего, основного общего и среднего
общего образования, в том числе образования для обучающихся с ОВЗ;
созданию условий для повышения доступности и
качества начального общего, основного общего и среднего общего образования
Камчатского края;
строительству новых общеобразовательных
организаций в целях обеспечения односменного учебного процесса;
обновлению состава и компетенций педагогических
кадров, созданию механизмов мотивации педагогов к их непрерывному профессиональному
развитию;
развитию системы поддержки одаренных детей,
созданию условий для организации и проведения всероссийских и международных
олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов, физкультурных мероприятий
для школьников, направленных на выявление и развитие у обучающихся
интеллектуальных и творческих способностей;
созданию условий для изучения в
общеобразовательных организациях иностранных языков, в том числе восточных, в
связи с особенностями геополитического положения Камчатского края;
созданию условий для реализации программ с
использованием дистанционных образовательных технологий для детей, проживающих
в труднодоступных и отдаленных территориях;
поддержке школ с низкими образовательными
результатами;
совершенствованию инфраструктуры общеобразовательных
организаций, в том числе на основе внедрения механизмов государственно-частного
партнерства.
Развитие системы дополнительного образования
детей, отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков предполагает:
развитие системы дополнительного образования
детей, отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков с учетом
использования природно-экологических особенностей региона, развития различных
форм детского туризма;
расширение практики проведения региональных
мероприятий в сфере дополнительного образования для одаренных детей,
обеспечение их участия во всероссийских мероприятиях;
расширение практики взаимодействия с
представителями ведущих образовательных организаций высшего образования России
по обмену опытом работы с одаренными детьми.
Реализация мероприятий по развитию системы
дополнительного образования детей предусматривает участие муниципальных
образований края в части создания Центров детского технического творчества и
организацию отдыха детей в каникулярное время.
Получение дополнительного образования детьми, в
том числе имеющих проблемы со здоровьем, детьми-инвалидами, одаренными
школьниками, детьми мигрантов, по всем направлениям развития
(естественно-научному, техническому, художественно-эстетическому, музыкальному,
спортивно-оздоровительному и др.) реализуется через систему отдыха,
оздоровления и занятости детей и подростков.
2. Подготовка
трудовых ресурсов на основе потребностей отраслей экономики и социальной сферы
Камчатского края.
На
территории Камчатского края образовательную деятельность осуществляют 11
профессиональных образовательных организаций и 5 образовательных организаций
высшего образования, в том числе 3 филиала.
В ведении краевых министерств находятся 10 профессиональных
образовательных организаций, 1 профессиональная образовательная организация
является негосударственной. Учредителями 4 образовательных организаций высшего
образования, расположенных на территории Камчатского края, выступают
федеральные министерства и ведомства. 1 образовательная организация высшего
образования является частной, учредителем которой является Центральный союз
потребительских обществ Российской Федерации.
В последние годы в регионе
наблюдается рост числа студентов, что является
показателем увеличения заинтересованности Камчатского края в
высококвалифицированных специалистах различных профессий.
Ежегодно профессиональными образовательными организациями и образовательными
организациями высшего образования выпускается более трех тысяч студентов, из
которых в первый год после окончания свыше 50% устраиваются на работу по
специальности.
В соответствии с Комплексом мер по совершенствованию системы среднего
профессионального образования на 2015-2020 годы, утвержденного распоряжением
Правительства Российской Федерации от 03.03.2015 № 349-РП, сформирован перечень
профессий и специальностей (ТОП-регион) на основе ТОП-50 и с учетом потребности
региона для работы в условиях территории опережающего социально-экономического
развития «Камчатка», по внедрению в
среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели
обучения и по участию в мониторинге качества подготовки кадров, который
позволяет провести объективную оценку данного уровня образования.
В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации в
части подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным
профессиям и специальностям в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и
передовыми технологиями в 2016 году Камчатский край официально вступил в
движение «Ворлдскиллс Россия».
Ведется работа по созданию во всех профессиональных образовательных
организациях и
образовательных организациях высшего образования необходимых условий для
получения качественного образования детьми-инвалидами.
Студенты-инвалиды, студенты с ОВЗ обучаются в профессиональных
образовательных организациях по различным специальностям. Адаптированные
образовательные программы разработаны в 3 профессиональных образовательных
организациях и в 4 образовательных организациях высшего образования.
В отличие от профессиональных образовательных организаций, где в
структуре обучающихся в значительной степени преобладает доля студентов очной
формы обучения, в образовательных организациях высшего образования доли очной и
заочной форм обучения в последние годы распределяются в среднем как 53,4% и
45,8%, соответственно.
Вследствие прошедшей в 2010 году реформы в системе высшего образования
(в результате которой было создано единое европейское пространство в сфере
высшего образования – бакалавриат и магистратура) сократилось количество вузовских
специальностей. Всего в Камчатском крае профессиональными образовательными организациями
и образовательными организациями высшего образования осуществляется подготовка
по более чем 70 специальностям, профессиям и направлениям подготовки для различных
отраслей и сфер деятельности экономики края.
Учитывая такие моменты как несоответствие уровня профессиональной
подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций ожиданиям
работодателей; невысокая мотивация выпускников профессиональных образовательных
организаций к трудовой деятельности на предприятиях края; медленная интеграция
профессиональных образовательных организаций с организациями (предприятиями)
реального сектора региональной экономики, в данном направлении предстоит решение следующих
задач:
формирование социального заказа в целях
обеспечения потребности передовых и ключевых сфер экономики края в специалистах
со средним профессиональным и высшим образованием;
создание условий по обеспечению участия
потенциальных работодателей в определении содержания образовательных программ
среднего профессионального и высшего образования в соответствии с современными
технологическими процессами;
повышение эффективности управления системой среднего
профессионального и высшего образования на основе внедрения профессиональными
образовательными организациями и образовательными организациями высшего
образования государственно-общественных моделей взаимодействия, развития
социального партнерства, создания системы независимой оценки качества профессионального
образования и профессионально-общественной аккредитации образовательных
программ;
организация целевого обучения в образовательных
организациях высшего образования с целью обеспечения приоритетных отраслей
экономики региона квалифицированными кадрами, активизация профориентационной
работы среди обучающихся общеобразовательных организаций, реализация мер,
направленных на популяризацию и повышение престижа педагогических направлений
подготовки;
обеспечение соответствия рынка образовательных
услуг, предоставляемых системой среднего профессионального и высшего
образования, запросам работодателей Камчатского края, включая подготовку кадров
по наиболее востребованным в Камчатском крае профессиям и специальностям.
Решение задач развития профессионального
образования в Камчатском крае предусматривает реализацию комплекса мероприятий:
- Внедрение
образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе по
ТОП-регион – перспективным и востребованным профессиям и специальностям, с
учетом прогноза потребности рынка труда Камчатского края.
- Обеспечение
профессиональных образовательных организаций современным оборудованием и
новейшими техническими средствами, в том числе на основе требований новых
федеральных государственных образовательных стандартов среднего
профессионального образования.
- Создание условий,
способствующих повышению конкурентоспособности выпускников профессиональных
образовательных организаций на рынке труда Камчатского края, подготовка кадров
на основе требований международных стандартов Ворлдскиллс.
- Создание условий,
обеспечивающих инклюзивное среднее профессиональное образование для инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- Обеспечение
доступности высшего образования, в том числе для жителей отдаленных регионов Камчатского
края, в рамках внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
- Содействие созданию
образовательными организациями высшего образования структурных подразделений,
обеспечивающих практическую подготовку обучающихся на базе иных организаций,
осуществляющих деятельность по профилю соответствующих образовательных
программ.