Приоритетами региональной политики в сфере образования являются доступность, качество, эффективность и открытость образования. В соответствии с ними в крае проводится планомерная работа по совершенствованию региональной системы образования.

Вместе с тем, в сфере общего образования Камчатского края можно выделить следующие проблемы: обеспечение местами в дошкольных образовательных организациях детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет; значительное количество малокомплектных школ, в особенности в Корякском округе; износ школьных зданий и нехватка мест в общеобразовательных организациях (преимущественно в Петропавловск-Камчатском городском округе и Елизовском муниципальном районе) для организации учебного процесса в одну смену; медленное обновление педагогического корпуса и сохранение возрастного и гендерного дисбаланса в кадровом составе школ.

Стратегическими целями развития сферы образования являются:

1) усиление вклада образования в социально-экономическое развитие Камчатского края и обеспечение современного качества и доступности образования для детей и молодежи;

2) обеспечение соответствия качества образования требованиям инновационного социально-ориентированного развития Камчатского края.

1. Создание в системе общего и дополнительного образования равных возможностей для современного качественного образования детей, как института социального развития.

В системе дошкольного образования приоритетным является решение следующих задач:

1) обеспечение доступности дошкольного образования на основе комплексного развития сети дошкольных образовательных организаций, в том числе за счет развития негосударственного сектора;

2) обеспечение условий для организации образовательного процесса в соответствии с установленными требованиями к дошкольному образованию;

3) создание консультационных центров в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях для родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования с целью реализации их права на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи без взимания платы.

В сфере начального общего, основного общего и среднего общего образования приоритетными являются задачи по:

реализации мероприятий, направленных на обеспечение внедрения ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе образования для обучающихся с ОВЗ;

созданию условий для повышения доступности и качества начального общего, основного общего и среднего общего образования Камчатского края;

строительству новых общеобразовательных организаций в целях обеспечения односменного учебного процесса;

обновлению состава и компетенций педагогических кадров, созданию механизмов мотивации педагогов к их непрерывному профессиональному развитию;

развитию системы поддержки одаренных детей, созданию условий для организации и проведения всероссийских и международных олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов, физкультурных мероприятий для школьников, направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей;

созданию условий для изучения в общеобразовательных организациях иностранных языков, в том числе восточных, в связи с особенностями геополитического положения Камчатского края;

созданию условий для реализации программ с использованием дистанционных образовательных технологий для детей, проживающих в труднодоступных и отдаленных территориях;

поддержке школ с низкими образовательными результатами;

совершенствованию инфраструктуры общеобразовательных организаций, в том числе на основе внедрения механизмов государственно-частного партнерства.

Развитие системы дополнительного образования детей, отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков предполагает:

развитие системы дополнительного образования детей, отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков с учетом использования природно-экологических особенностей региона, развития различных форм детского туризма;

расширение практики проведения региональных мероприятий в сфере дополнительного образования для одаренных детей, обеспечение их участия во всероссийских мероприятиях;

расширение практики взаимодействия с представителями ведущих образовательных организаций высшего образования России по обмену опытом работы с одаренными детьми.

Реализация мероприятий по развитию системы дополнительного образования детей предусматривает участие муниципальных образований края в части создания Центров детского технического творчества и организацию отдыха детей в каникулярное время.

Получение дополнительного образования детьми, в том числе имеющих проблемы со здоровьем, детьми-инвалидами, одаренными школьниками, детьми мигрантов, по всем направлениям развития (естественно-научному, техническому, художественно-эстетическому, музыкальному, спортивно-оздоровительному и др.) реализуется через систему отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.

2. Подготовка трудовых ресурсов на основе потребностей отраслей экономики и социальной сферы Камчатского края.

На территории Камчатского края образовательную деятельность осуществляют 11 профессиональных образовательных организаций и 5 образовательных организаций высшего образования, в том числе 3 филиала. В ведении краевых министерств находятся 10 профессиональных образовательных организаций, 1 профессиональная образовательная организация является негосударственной. Учредителями 4 образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Камчатского края, выступают федеральные министерства и ведомства. 1 образовательная организация высшего образования является частной, учредителем которой является Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации.

В последние годы в регионе наблюдается рост числа студентов, что является показателем увеличения заинтересованности Камчатского края в высококвалифицированных специалистах различных профессий. Ежегодно профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования выпускается более трех тысяч студентов, из которых в первый год после окончания свыше 50% устраиваются на работу по специальности.

В соответствии с Комплексом мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования на 2015-2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2015 № 349-РП, сформирован перечень профессий и специальностей (ТОП-регион) на основе ТОП-50 и с учетом потребности региона для работы в условиях территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка», по внедрению в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения и по участию в мониторинге качества подготовки кадров, который позволяет провести объективную оценку данного уровня образования.

В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации в части подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями в 2016 году Камчатский край официально вступил в движение «Ворлдскиллс Россия».

Ведется работа по созданию во всех профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования необходимых условий для получения качественного образования детьми-инвалидами.

Студенты-инвалиды, студенты с ОВЗ обучаются в профессиональных образовательных организациях по различным специальностям. Адаптированные образовательные программы разработаны в 3 профессиональных образовательных организациях и в 4 образовательных организациях высшего образования.

В отличие от профессиональных образовательных организаций, где в структуре обучающихся в значительной степени преобладает доля студентов очной формы обучения, в образовательных организациях высшего образования доли очной и заочной форм обучения в последние годы распределяются в среднем как 53,4% и 45,8%, соответственно.

Вследствие прошедшей в 2010 году реформы в системе высшего образования (в результате которой было создано единое европейское пространство в сфере высшего образования – бакалавриат и магистратура) сократилось количество вузовских специальностей. Всего в Камчатском крае профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования осуществляется подготовка по более чем 70 специальностям, профессиям и направлениям подготовки для различных отраслей и сфер деятельности экономики края.

Учитывая такие моменты как несоответствие уровня профессиональной подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций ожиданиям работодателей; невысокая мотивация выпускников профессиональных образовательных организаций к трудовой деятельности на предприятиях края; медленная интеграция профессиональных образовательных организаций с организациями (предприятиями) реального сектора региональной экономики, в данном направлении предстоит решение следующих задач:

формирование социального заказа в целях обеспечения потребности передовых и ключевых сфер экономики края в специалистах со средним профессиональным и высшим образованием;

создание условий по обеспечению участия потенциальных работодателей в определении содержания образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в соответствии с современными технологическими процессами;

повышение эффективности управления системой среднего профессионального и высшего образования на основе внедрения профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования государственно-общественных моделей взаимодействия, развития социального партнерства, создания системы независимой оценки качества профессионального образования и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ;

организация целевого обучения в образовательных организациях высшего образования с целью обеспечения приоритетных отраслей экономики региона квалифицированными кадрами, активизация профориентационной работы среди обучающихся общеобразовательных организаций, реализация мер, направленных на популяризацию и повышение престижа педагогических направлений подготовки;

обеспечение соответствия рынка образовательных услуг, предоставляемых системой среднего профессионального и высшего образования, запросам работодателей Камчатского края, включая подготовку кадров по наиболее востребованным в Камчатском крае профессиям и специальностям.

Решение задач развития профессионального образования в Камчатском крае предусматривает реализацию комплекса мероприятий:

  1. Внедрение образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе по ТОП-регион – перспективным и востребованным профессиям и специальностям, с учетом прогноза потребности рынка труда Камчатского края.
  2. Обеспечение профессиональных образовательных организаций современным оборудованием и новейшими техническими средствами, в том числе на основе требований новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.
  3. Создание условий, способствующих повышению конкурентоспособности выпускников профессиональных образовательных организаций на рынке труда Камчатского края, подготовка кадров на основе требований международных стандартов Ворлдскиллс.
  4. Создание условий, обеспечивающих инклюзивное среднее профессиональное образование для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Обеспечение доступности высшего образования, в том числе для жителей отдаленных регионов Камчатского края, в рамках внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
  6. Содействие созданию образовательными организациями высшего образования структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующих образовательных программ.