Социальная инфраструктура, определяющая среду обитания и развития личности, является базой обеспечения качества жизни населения.

Социальная инфраструктура состоит из комплекса отраслей, различающихся по степени государственного регулирования и поддержки. Однако при этом все отрасли, относящиеся к социальной инфраструктуре, имеют общую характеристику территориальной привязанности и близости к потребителям. Именно территориальные факторы являются определяющими в развитии сети учреждений социальной сферы.

Несмотря на достаточно жесткое регулирование развития большей части социальной инфраструктуры через систему социальных нормативов и бюджетное финансирование, проблемы территориальной дифференциации в развитии социальной инфраструктуры в Камчатском крае достаточно велики. Так, в северных территориях края остро стоит проблема сокращения численности населения сельских поселений, что ставит задачу формирования нового подхода к развитию методов предоставления социальных услуг.


В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, заданы направления развития социальной инфраструктуры через улучшение качества социальной среды, обеспечение доступности качественных социальных услуг населению.


Коммерциализация большей части социальной инфраструктуры создает проблему формирования системы рыночного планирования спроса и предложения услуг, слияние этой системы с традиционной системой бюджетного планирования для социально-бюджетных отраслей.


Стратегической целью развития социальной инфраструктуры Камчатского края является создание условий для выравнивания уровня развития социальной инфраструктуры городских и сельских муниципальных образований, повышения эффективности деятельности муниципальных и региональных органов власти, в рамках реализуемых полномочий, в том числе через повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению.

Приоритетными направлениями в области развития социальной инфраструктуры выступают:

  1. Формирование комфортной среды проживания и обеспечение устойчивого социального развития городских и сельских муниципальных образований Камчатского края.
  2. Оптимизации и совершенствовании предоставления государственных и муниципальных услуг населению на основе применения современных информационных и телекоммуникационных технологий. Приоритетные направления в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг обусловлены требованиями Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Задачи развития социальной инфраструктуры и предоставления государственных и муниципальных услуг:

  1. Обеспечение устойчивого социального развития поселений путем интенсивного развития среды проживания, комплексного обустройства населенных пунктов, обеспечения устойчивости народонаселения.
  2. Повышение эффективности деятельности жилищно-коммунального комплекса Камчатского края.
  3. Проведение структурной и технологической модернизации учреждений здравоохранения, образования, физической культуры и спорта и других отраслей социальной сферы.
  4. Улучшение состояния окружающей среды, создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления.
  5. Переход на полное оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Меры и механизмы, обеспечивающие развитие социальной инфраструктуры и сферы предоставления государственных и муниципальных услуг:

  • совершенствование региональной нормативной правовой базы, регулирующей сектор жилищно-коммунального хозяйства, жилищного строительства и охраны окружающей среды;
  • привлечение инвестиционных и кредитных ресурсов в жилищное строительство, в модернизацию социальной и коммунальной инфраструктуры через обеспечение прозрачных и необременительных для застройщика условий присоединения к системам коммунальной инфраструктуры, к сетям инженерно-технического обеспечения, через создание эффективных процедур тарифного регулирования коммунальных предприятий;
  • привлечение частных операторов к управлению системами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений;
  • разработка и создание условий для реализация инвестиционных проектов в сфере торговой, развлекательной и жилой недвижимости;
  • разработка и внедрение системы мероприятий в рамках ведомственной информатизации комплексных информационных систем в области здравоохранения, образования, культуры, архивного дела, управления финансами, записи актов гражданского состояния.
  • разработка и внедрение системы мероприятий по укреплению материально-технической базы многофункциональных центров (далее – МФЦ), филиалов МФЦ и окон МФЦ;
  • создание условий по предоставлению дополнительных гарантий, в части оказания государственных и муниципальных услуг, по принципу «шаговой доступности» и в формате электронных услуг;
  • создание условий для повышения доступа к государственным и муниципальным услугам, посредством увеличения количества операторов.