Современное состояние сферы межрегионального и международного сотрудничества Камчатского края характеризуется относительно низкими значениями абсолютных показателей и динамики внешнеторгового оборота и поступлений инвестиций, а также их ограниченной товарной, отраслевой и географической структурой. Доля Камчатского края во внешнеторговом обороте ДФО составляет 2,3 %, в общем объеме привлеченных иностранных инвестиций ДФО – 0,04%. Темп роста внешнеторгового оборота неустойчив, динамика поступления иностранных инвестиций в целом отрицательна. В структуре экспорта края более 99% приходится на сырьевые товары, из которых более 95% – это морские биологические ресурсы. В структуре импорта около 75% приходится на топливно-энергетические и машино-технические товары. В структуре накопленных иностранных инвестиций более 76% приходится на прочие инвестиции (то есть кредиты, причем, 50 % их аккумулировано в сфере газоснабжения, 45% – в геологоразведке) и только 24% – на прямые инвестиции (более 90 % которых приходится на добычу полезных ископаемых).

В рамках межрегионального сотрудничества с 2008 года Правительством Камчатского края заключены соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с Правительствами Москвы, Амурской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, Сахалинской области, Хабаровского края, Магаданской области, Администрацией Алтайского края, Республикой Татарстан.

Заключены соглашения о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, культурной и иных сферах с субъектами зарубежных стран: с Правительством провинции Больцано (Итальянская Республика) и Народным Правительством провинции Хэйлунцзян (Китайская Народная Республика).

Ключевыми проблемами Камчатского края в сфере межрегионального и международного сотрудничества являются:

  • узкая отраслевая структура поступающих иностранных инвестиций, крайне незначительный объем частных инвестиций из регионов Российской Федерации и иностранных инвестиций в приоритетных программах и проектах края, практически отсутствие иностранных инвестиций в обрабатывающих производствах, строительстве, сферах, связанных с развитием туризма;
  • неустойчивая динамика внешней торговли;
  • узкая товарная структура внешнеторгового оборота, особенно экспорта (99 % приходится на сырьевой экспорт);
  • ограниченные объемы и география межрегиональной торговли, которая сводится, главным образом, к вывозу рыбной продукции в Приморский край и некоторые другие регионы.
  • Основными ограничениями в развитии межрегионального и международного сотрудничества являются:
  • удаленность Камчатского края от основных внутрироссийских рынков и отсутствие надежных транспортных связей с соседними территориями (только морской и воздушный транспорт), высокие пассажирские и грузовые авиа тарифы, что повышает издержки, связанные с перемещением людей и ресурсов;
  • слабая развитость наземных транспортных коммуникаций и коммунальной инфраструктуры, что повышает издержки, связанные с условиями проживания и ведения бизнеса;
  • отсутствие официальной информации об условиях ведения бизнеса в Камчатском крае: о сроках, стоимостях, процедурах, связанных с ведением внешнеторговых операций, с регистрацией предприятий, с получением разрешений на строительство, подключение к коммунальным системам и т.п.

Стратегическая цель развития межрегионального и международного сотрудничества – привлечение качественных капитальных, финансовых, материально-технических, управленческих, предпринимательских и иных ресурсов для содействия экономическому росту, эффективному использованию имеющегося ресурсного и трудового потенциала Камчатского края, а также повышению внутренней и внешней конкурентоспособности регионального бизнеса.

Приоритетными направлениями межрегионального и международного сотрудничества являются:

  1. Обеспечение роста объемов товарооборота Камчатского края с регионами России и с зарубежными странами наряду с качественным развитием его товарной и географической структуры, рост объёма и качества экспорта услуг.
  2. Обеспечение устойчивого роста прямых инвестиций из регионов России и из-за рубежа в отрасли и проекты Камчатского края, определяемые как приоритетные.
  3. Повышение результативности мероприятий региональных органов власти, направленных на развитие межрегионального и международного сотрудничества, и повышение эффективности использования бюджетных средств на эти цели.

Задачами развития межрегионального и международного сотрудничества являются:

  1. Увеличение объемов и развитие товарной и географической структуры внешней торговли Камчатского края.
  2. Привлечение прямых иностранных инвестиций в производственные и инфраструктурные проекты Камчатского края.
  3. Создание условий для привлечения частных инвесторов из регионов Дальнего Востока, обладающих относительно избыточными накопленными инвестиционными ресурсами в форме денежного капитала и проектных компетенций.
  4. Содействие привлечению недостающих компетенций и технологий через систему межрегионального и международного научно-технологического сотрудничества.
  5. Формирование эффективной региональной системы привлечения инвесторов из регионов России и из-за рубежа, поддержки региональных экспортеров.

Мерами и механизмами, обеспечивающими развитие межрегионального и международного сотрудничества, являются:

  • создание условий для улучшения структуры экспорта предприятий Камчатского края, поощрение формирования кооперационных связей региональных компаний с иностранными, обладающими технологиями глубокой переработки сырья и возможностями продвижения продукции с высокой добавленной стоимостью на зарубежные рынки;
  • обеспечение эффективной работы институтов, содействующих привлечению инвестиций из регионов Российской Федерации и из-за рубежа: совершенствование работы по продвижению инвестиционного имиджа Камчатского края, развитие государственно-частного партнерства, актуализация информации об инвестиционном потенциале Камчатского края на Инвестиционном портале Камчатского края, развитие кадрового обеспечения деятельности инвестиционных институтов Камчатского края;
  • разработка и реализация программы целевой подготовки кадров региональных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в сфере внешнеэкономической деятельности;
  • обеспечение участия города Петропавловск-Камчатский в программе Мирового банка «Субнациональное исследование «Ведение бизнеса». В настоящее время в ней участвуют 30 городов России, в том числе северные города Мурманск, Сургут, Якутск.
  • разработка и реализация региональной программы развития межрегионального сотрудничества.

К приоритетным отраслевым направлениям для иностранных прямых инвестиций относятся:

  • туристско-рекреационный комплекс;
  • инвестиции в рыбодобывающий флот, в технологические комплексы по рыбопереработке, хозяйства марикультуры;
  • проекты развития инфраструктуры Северного морского пути: транспортно-логистического центра с крупным разгрузочным терминалом, современной судоремонтной и бункеровочной базой;
  • проекты развития транспортно-логистической инфраструктуры, обеспечивающей товарные экспортно-импортные потоки;
  • агропромышленный комплекс (сельскохозяйственное производство и переработка сельскохозяйственного сырья);
  • коммунальное хозяйство и жилищное строительство;
  • гидро- и теплоэнергетические проекты;
  • горно-добывающие и горно-обогатительные комбинаты;
  • проекты комплексной переработки древесного сырья.

Наиболее перспективными партнерами Камчатского края в Азиатско-Тихоокеанском регионе являются: Республика Корея, Китай, Япония, страны Северной Америки, некоторые быстроразвивающиеся страны Юго-Восточной Азии, например, Вьетнам. Компании этих стран имеют опыт участия в инфраструктурных, энергетических, рыбохозяйственных, агропромышленных и прочих инвестиционных проектах в субъектах ДФО, что соответствует отраслевым приоритетам Камчатского края.

Основными направлениями мероприятий по привлечению прямых иностранных инвестиций в Камчатский край являются:

  • информационные взаимодействия с потенциальными инвесторами, включая мероприятия по улучшению имиджа Камчатского края для целевых групп иностранных инвесторов;
  • устранение административных барьеров и предоставление иностранным инвесторам необходимого пакета услуг на всех этапах осуществления инвестиционных проектов;
  • собственно мероприятия по увеличению потока иностранных инвестиционных проектов в регион.

Для обеспечения устойчивого притока прямых иностранных инвестиций в Камчатский край необходимо:

  • развивать успешные практики деятельности по привлечению иностранных инвестиций ОАО «Корпорация развития Камчатского края», Инвестиционного Совета Камчатского края, Инвестиционного фонда Камчатского края, отраслевых исполнительных органов государственной власти Камчатского края и органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае;
  • повышать эффективность имиджевой политики, мероприятий, информационно-презентационных материалов по продвижению инвестиционных возможностей Камчатского края;
  • обеспечивать ежегодное участие делегаций Камчатского края в торгово-экономических форумах/ярмарках/конференциях, в программах обмена опытом со странами АТР, в том числе по отраслевым приоритетам; проводить «Дни Камчатского края», презентации инвестиционного и экспортного потенциала Камчатского края за рубежом;
  • распространять информацию об инвестиционном потенциале Камчатского края и инвестиционных проектах через посольства Российской Федерации в зарубежных странах, торговые и экономические представительства, торгово-промышленные палаты и объединения деловых кругов зарубежных стран;
  • привлекать к работе по продвижению инвестиционного имиджа Камчатского края экспертов, уже имеющих положительный опыт в данной сфере; повышать соответствующую квалификацию государственных служащих, специалистов ОАО «Корпорация развития Камчатского края», Инвестиционного фонда Камчатского края;
  • на Инвестиционном портале Камчатского края совершенствовать ресурс «Путеводитель для иностранных инвесторов»; своевременно и в полном объеме актуализировать информацию об инвестиционных приоритетах, мерах и механизмах поддержки иностранных инвесторов, актуализировать базы данных инвестиционных объектов Камчатского края, при этом следует размещать планы и описание земельных участков и объектов недвижимости, которые предлагаются инвесторам под определенные проекты и направления бизнеса;
  • для иностранных инвесторов регулярно издавать каталог с наиболее подготовленными инвестиционными проектами Камчатского края;
  • обеспечить присвоение кредитного рейтинга Камчатскому краю по международной шкале международными рейтинговыми агентствами;
  • создать и обеспечить работу сервисов обратной связи, «горячей линии» для иностранных инвесторов и их представителей по взаимодействию с органами государственной власти Камчатского края;
  • создавать совместные с иностранными партнерами рабочие группы с участием представителей ОАО «Корпорация развития Камчатского края», научной среды и бизнеса для поиска приемлемых для всех сторон форматов инвестиционного сотрудничества по приоритетным отраслевым направлениям;
  • развивать совместную с иностранными партнерами исследовательскую, аналитическую и консалтинговую деятельность по приоритетным отраслевым направлениям;
  • совершенствовать практику предоставления земельных участков для иностранных инвесторов, реализующих инвестиционные проекты государственно-частного партнерства, особо значимые инвестиционные проекты Камчатского края, с предварительным согласованием места размещения объекта без проведения торгов;

в рамках проектов создания агропромышленных и промышленных парков:

  • развивать сельскохозяйственное инвестиционное и научно-техническое сотрудничество, особенно с территориями со схожими природно-климатическими условиями (Аляска, Канада, Хоккайдо). Сферами сотрудничества являются: улучшение агропродовольственных культур, развитие животноводства и отрасли производства кормов, улучшение земель, изготовление органических удобрений, защита окружающей среды и т.п.;
  • развивать инвестиционное сотрудничество в сфере производства и поставок в Камчатский край оборудования для сельского хозяйства и пищевой переработки;
  • разработать меры привлечения иностранных предприятий к организации глубокой переработки древесины на территории Камчатского края; развивать инвестиционное сотрудничество с иностранными партнерами (например, из КНР, Японии, США, Индонезии) в области использования высокотехнологичного деревообрабатывающего оборудования;

в рамках туристско-рекреационного комплекса:

  • конкретизировать предложения для иностранных инвесторов, их возможности и форматы участия в проектах освоения рекреационных ресурсов Камчатского края;
  • интенсифицировать мероприятия по привлечению иностранных инвесторов в создание туристских объектов и транспортной, коммунальной, энергетической инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров («Паратунка», «Эссо», «Налычевский», других);
  • в рамках развития рыбопромышленного кластера Камчатского края:
  • стимулировать организацию совместных высокотехнологичных рыбообрабатывающих предприятий с компаниями Республики Корея, КНР, Японии, Северной Америки, других стран с целью поставок готовой продукции в Россию и за рубеж;
  • привлекать иностранные инвестиции в различных формах в проекты строительства, приобретения и модернизации рыбопромыслового флота, в строительство лососевых рыбоводных заводов, в создание хозяйств марикультуры;

в области энергетики, коммунального хозяйства, жилищного строительства:

  • привлекать иностранных экспертов для адаптации зарубежного опыта в сфере строительства, в частности в сейсмически активных районах, в сфере организации строительных проектов и схем развития территорий, финансирования такого развития, привлечения инвестиций;
  • привлекать технологии и инвестиции из Японии, Китая, Республики Корея, других стран для строительства и совместной эксплуатации каскада Жупановских гидроэлектростанций, в проекты обеспечения энергоснабжения изолированных территорий Камчатского края на основе возобновляемых источников энергии;
  • совершенствовать нормативно-правовую базу в части упрощения допуска иностранных строительных организаций к осуществлению подрядных строительных работ и временному ввозу строительной техники и оборудования на территорию Камчатского края;
  • способствовать созданию эффективных совместных инвестиционных проектов в области строительства и промышленности строительных материалов, в которых российская сторона обеспечивает адаптацию проектной документации и процессов строительных работ, а иностранная сторона привлекает финансовые средства, технологии, оборудование, квалифицированную рабочую силу.

Для привлечения в Камчатский край иностранных портфельных и прочих инвестиций для финансирования инвестиционных проектов необходимо показывать компаниям, работающим на территории Камчатского края, возможности доступа к таким ресурсам. Региональные органы власти могут организовывать для местных предприятий проведение презентаций иностранных грантодателей, лизинговых компаний, финансовых фондов, программ, финансируемых зарубежными инвесторами. Другой возможностью для привлечения иностранных кредитных ресурсов для финансирования инвестиционных проектов на территории Камчатского края является стимулирование крупных российских банков (таких как ОАО «ВТБ Банк», ОАО «Сбербанк», ОАО «Россельхозбанк», ОАО «СОЛИД Банк») к проведению переговоров с иностранными контрагентами для разработки совместных кредитных продуктов для крупных участников внешнеэкономической деятельности в крае.

Большинство иностранных инвесторов предпочитают открытую политику без ограничений, препятствий и заградительных барьеров. Поэтому для привлечения иностранных инвесторов важно делать упор на их информационное и консультационное обслуживание, устранение административных барьеров и препятствий для иностранных инвесторов.

Во многих государствах политика привлечения инвестиций для иностранных и местных инвесторов различна. Однако, такая политика эффективна только для достижения результатов в краткосрочном периоде. Для долгосрочного эффекта необходимо уравнять политику, как для иностранных, так и для местных инвесторов.

Наиболее привлекательными факторами для иностранных инвесторов являются не столько фискальные меры стимулирования инвестиций, сколько доступность необходимых ресурсов, наличие рынка сбыта, понятные условия инвестирования, осведомленность о предполагаемых рисках, упрощение процедуры процесса взаимодействия с разрешительными и надзорными органами, простота получения визы, получения права на работу, прозрачность прав собственности для иностранных граждан.