Значительные размеры Камчатского края, его геополитическое положение, а также особенности климатической зоны, предопределили своеобразный характер и специфику развития хозяйства и использования территории.
Размещение производительных сил края, развитие транспортной инфраструктуры, системы расселения, природно-ресурсного и экономического потенциалов, структуры и специализации хозяйства – характеризуются неравномерностью по территории региона. Большая часть экономического и демографического потенциала сосредоточена в пределах Авачинской агломерации. Сложившаяся неравномерность развития планировочной структуры отражается на плотности населения и плотности транспортных потоков.
Территорию Камчатского края можно условно разделить на 4 внутрикраевых макроэкономических района. В состав каждого из выделенных макрорайонов входят территории как интенсивного, так и экстенсивного типов хозяйственной освоенности. Территории интенсивного хозяйственного освоения – локомотивы развития – в перспективе будут представлять собой, по существу точки экономического роста. Подавляющая часть территорий всех макрорайонов, пригодных для хозяйственного использования, представлена территориями экстенсивного ведения хозяйства.


Муниципальные образования Макроэкономические районы
Южный Центральный Северный-1 Северный-2
1. Петропавловск-Камчатский ГО X
2. ЗАТО г. Вилючинск X
3. ГО «Поселок Палана» X
4. Алеутский МР X
5. Быстринский МР X
6. Елизовский МР X
7. Мильковский МР X
8. Соболевский МР X
9. Усть-Большерецкий МР X
10. Усть-Камчатский МР X
11. Карагинский МР X
12. Олюторский МР X
13.Пенжинский МР X
14. Тигильский МР X

Южный макрорайон является наиболее развитым в хозяйственном плане. Это развитый промышленно-аграрный район, со специализацией на добыче и переработке рыбы, обрабатывающих отраслях, рекреационно-туристской сфере, сельском хозяйстве, оборонном, топливно-энергетическом и транспортном комплексах. Важнейшим фактором социально-экономического развития макрорайона является его транспортно- и промышленно-географическое положение, более высокая по сравнению с другими районами обеспеченность автомобильными, воздушными и морскими коммуникациями, развитый научно-образовательный комплекс. Здесь сосредоточено 85 % населения Камчатского края.
Центральный макрорайон – развивающийся, природно-ресурсный район. Значительно уступает Южному макрорайону, занимая промежуточное положение межу ним и Корякским округом. Имеет значительный природно-ресурсный потенциал, начатый освоением, сложившиеся сельскохозяйственные территории с интенсивным (по масштабам края) сельским и лесным хозяйством (преимущественно в долине р. Камчатки), зонами рыболовства в промышленных масштабах в Усть-Камчатском районе. Опорный центр макрорайона – районный центр с. Мильково.
Северный-1 Корякского округа – малоосвоенный природно-ресурсный район. Территории с суровыми и относительно суровыми условиями для жизнедеятельности населения, с выборочным хозяйственным освоением, нацеленным на использование природных ресурсов (рыбное хозяйство, золотодобыча, лесозаготовки, заготовка и первичная переработка сырья зверобойных промыслов, дикоросов, оленеводство, изготовление национальной сувенирной продукции и др.), с очагами экстенсивного сельского хозяйства. Обладает богатым природно-ресурсным потенциалом, освоение которого только начинается. Опорный центр макрорайона – центр округа п. Палана. Территория проживания коренных малочисленных народов Севера.
Северный-2 Корякского округа – малоосвоенный природно-ресурсный район. Территории с наиболее суровыми условиями для жизнедеятельности населения, с отдельными редкими очагами хозяйства (золотодобыча, рыбное хозяйство, лесозаготовки, заготовка и первичная переработка сырья зверобойных промыслов, дикоросов, оленеводство, изготовление национальной сувенирной продукции и др.), с очагами экстенсивного сельского хозяйства. Обладает богатым природно-ресурсным потенциалом, освоение которого только начинается. В последние годы начата добыча платины. Опорный центр макрорайона – районный центр Олюторского района с. Тиличики. Территория проживания коренных малочисленных народов Севера.
Приоритетные направления территориального развития Камчатского края учитывают положения Федерального закона Российской Федерации от 03.12.2011 № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Стратегической целью территориального развития Камчатского края является комплексное, сбалансированное социально-экономическое развитие муниципальных образований и отдельных территорий хозяйствования, способствующее формированию устойчивой экономической базы органов местного самоуправления и предприятий края, созданию современной транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры.
Основными приоритетными направлениями территориального развития региона в рамках повышения устойчивости системы расселения являются:

  • усиление согласованности и эффективности управления пространственным развитием, прежде всего, за счет развития в Камчатском крае системы территориального планирования;
  • развитие транспортной, инженерной, энергетической и производственной инфраструктуры центральных и северных муниципальных образований камчатского края;
  • укрепление финансовой базы местного самоуправления и повышение качества предоставляемых органами местного самоуправления услуг;
  • реализация комплекса мер, направленных на повышения инвестиционной привлекательности, инфраструктурного развития территории, развития секторов специализации, поддержки и развития малого бизнеса и т.д.;
  • развитие системы населенных пунктов вдоль транспортных магистралей: привлечение трудовых ресурсов, развитие производственной инфраструктуры;
  • развитие Авачинской (Петропавловск-Елизовской) агломерации (включающей территории г. Петропавловск-Камчатского и г. Елизово с прилегающими населенными пунктами и аэропортом, Паратунcкой рекреационной зоны, а также территорию ЗАТО г. Вилючинск).

Составляющим элементом территориального развития региона является развитие отдельных административно-территориальных единиц – муниципальных образований, их интеграция в единую систему интенсивного социально-экономического развития, повышение устойчивости расселения.

Условием для включения муниципальных программ в состав государственных программ Камчатского края (в том числе в рамках софинансирования отдельных мероприятий) является их соответствие государственным программам и стратегическим задачам социально-экономического развития Камчатского края.

В основной части муниципальных образований разработаны муниципальные программы, аналогичные государственным программам. Не имеется лишь муниципальных программ, аналогичной государственной программе «Развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатского края на 2014-2020 годы».

Наиболее учтены среди муниципальных программ мероприятия государственной программы «Физическая культура, спорт, молодежная политика, отдых и оздоровление детей в Камчатском крае на 2014 – 2018 годы». Аналогичные программы реализуются в 9 муниципальных образованиях Камчатского края: Петропавловск-Камчатском ГО, ГО поселок «Палана», Алеутском, Мильковском, Пенжинском, Карагинском и частично в Быстринском муниципальных районах.
Более половины муниципальных образований (8 - Петропавловск-Камчатский ГО, ГО поселок «Палана», Алеутский МР, Мильковский МР, Пенжинский МР, Соболевский МР, Тигильский МР.) разработали муниципальные программы аналогичные государственной программе «Социальная поддержка граждан в Камчатском крае на 2014-2018 годы».
Наиболее учтены среди муниципалитетов мероприятия 2-ух государственных программ – «Развитие образования в Камчатском крае на 2014-2016 годы» и «Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014-2018 гг.».
Муниципальную программу аналогичную государственной программе «Развитие здравоохранения в Камчатском крае на 2014-2020 гг.» имеет лишь Пенжинский муниципальный район. Муниципальные программы аналогичные государственной программе «Содействие занятости населения Камчатского края на 2014-2018 гг.», государственной программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Камчатском крае на 2014-2018 годы» имеет лишь Алеутский муниципальный район. Это свидетельствует о недостаточной работе по организации стратегического и программного планирования на уровне ряда муниципальных образований.
С учетом мероприятий проектов в инвестиционной части государственных программ Камчатского края стратегическими направлениями территориального развития в части повышения эффективности управления муниципальными образованиями следует рассматривать:

  • разработку и внедрение системы стратегического планирования Камчатского края, обеспечивающей координацию приоритетов социально-экономического развития и бюджетной политики в рамках формирования и реализации государственных и муниципальных программ;
  • разработку и реализацию муниципальных программ соответствующих государственным программам Камчатского края в наибольшей мере учитывающей стратегические направления государственной политики, а также инвестиционные мероприятия, объекты, проекты.
  • активизацию процесса предоставления субсидий муниципальным образованиям с учетом достижения показателей эффективности соответствующих Госпрограмм.

Задачами территориального развития Камчатского края являются:

1. Определение приоритетных направлений и механизмов привлечения инвестиций в экономику Камчатского края, чтобы обеспечить сбалансированные темпы экономического роста муниципальных образований и отдельных территорий хозяйствования, не ниже средних по ДФО значений.
2. Активное привлечение государственных и частных инвестиций в экономику края, формирование благоприятного инвестиционного климата, создание комфортных условий для ведения бизнеса на территории Камчатского края.
3. Активная маркетинговая и имиджевая поддержка инвестиционного потенциала муниципальных образований и отдельных территорий хозяйствования Камчатского края внутри Российской Федерации и за рубежом.
4. Стимулирование и поощрение предпринимательской активности, прежде всего в инновационной сфере. Обеспечение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение доступности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
5. Создание комфортной среды обитания, направленной на выравнивание условий доступа населения во всех муниципальных образованиях края к государственным (муниципальным) услугам и гарантированным социальным и общественным благам.
6. Формирование привлекательного инвестиционного облика муниципальных образований и отдельных территорий хозяйствования края, и предпосылок для существенного прогресса в развитии основных секторов экономики, определение наиболее перспективных зон опережающего развития, зон экономической активности и «полюсов роста» региона.
7. Достижение долговременной экономической, технологической и экологической безопасности развития края, в т.ч. путем разработки мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, неблагоприятных природных и антропогенных процессов.


Главными мерами и механизмами, обеспечивающими территориальное развитие Камчатского края, являются:

  • разработка и внедрение системы территориального планирования основанной на системе стратегического планирования Камчатского края, обеспечивающей координацию приоритетов социально-экономического развития и бюджетной политики в рамках формирования и реализации государственных и муниципальных программ;
  • разработка и внедрение комплексных механизмов маркетинговой и имиджевой поддержки муниципальных образований и отдельных территорий хозяйствования Камчатского края на основе взаимодействия ОАО «Корпорация развития Камчатского края», Инвестиционного совета Камчатского края, КГАУ «Камчатский выставочный центр»;
  • формирование финансовых и организационных механизмов привлечения инвестиций за счет внедрения моделей ГЧП способствующих созданию фондов венчурных и отраслевых инвестиций совместно с российскими и иностранными финансовыми институтами и Гарантийным фондом Камчатского края, Региональным инвестиционным фондом;
  • формирование финансовых и организационных механизмов привлечения венчурных инвестиций для поддержки малых инновационных предприятий совместно с российскими венчурными инвестиционными компаниями и Камчатским государственным фондом поддержки предпринимательства в рамках моделей ГЧП;
  • формирование устойчивой практики использования моделей ГЧП для софинансирования программ развития и совершенствования инфраструктуры, включая транспортную, энергетическую, коммунальную, социальную и общественную;
  • разработка и поэтапное внедрение ГИС, обеспечивающих формирование банков градостроительных данных регионального и местных уровней.

Территориальное развитие Камчатского края предусматривает развитие градостроительной политики, в структуре следующих перспективных мероприятий:

  1. Формирование отвечающей стратегическим целям развития края пространственной организации территории (в т.ч. каркас расселения, система основных инженерных и транспортных коммуникаций, природно-экологический каркас, экономическое зонирование с учетом прогнозов развития приоритетных производств и реализации крупных инвестиционных проектов).
  2. Сохранение историко-культурного и природного наследия, рациональное природопользование, формирование предложений по развитию особо охраняемых территорий.
  3. Сохранение исторических традиций и среды обитания КМНС, создание условия для развития традиционных народных промыслов КМНС, за счет содействия развития малого и среднего бизнеса в среде КМНС, поддержки развития проектов этнического туризма.
  4. Освоение пригородных зон городов Авачинской агломерации, за счет предоставления населению возможностей ведения садово-огороднического хозяйства, индивидуального и коллективного жилищного строительства;
  5. Оздоровление городской среды обитания за счет нового строительства объектов на основе безотходных технологий, реконструкции сложившихся районов с модернизацией систем инженерного оборудования, реализации программ оздоровления окружающей среды.

В области территориального развития в плановом периоде необходимо продолжать мероприятия по совершенствованию организационных основ местного самоуправления.
С целью существенной экономии денежных средств на проведение выборов (довыборов) депутатов представительного органа, усиления ответственности представительного органа муниципального района за принятые решения, принятия сбалансированного бюджета муниципального района, учитывающего запросы каждого поселения без исключения, вводится механизм делегирования представителей поселения.
Такой механизм уже введен в восьми муниципальных районах (Елизовском, Быстринском, Тигильском, Олюторском, Алеутском, Пенжинском, Карагинском, Усть-Камчатском). Соответствующие изменения внесены в Устав Соболевского и Усть-Большерецкого муниципальных районов, которые вступят в силу после окончания полномочий действующего созыва Дум районов в 2015 году.
Проведение «схода граждан» осуществляется только в сельском поселении «село Кострома» Карагинского муниципального района. Проблем в ходе созыва схода граждан в сельском поселении «Кострома» не выявлено.
Создание «объединенных администраций» с целью оптимизации деятельности и финансирования местного управления в муниципальных образованиях Камчатского края не предусмотрено и не планируется в 2014 г.
Управление муниципальными образованиями. Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внес существенные изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Принят Закон Камчатского края от 04.05.2014 № 463 «Об отдельных вопросах формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований в Камчатском крае», согласно которому главы муниципальных районов и городских округов в Камчатском крае избираются из состава представительного органа, соответственно местную администрацию возглавляет глава администрации, назначаемый по контракту.
В Камчатском крае реализуется институт «сити-менеджера». В 2013 году «сити-менеджеры» избирались в Петропавловск-Камчатском городском округе, Вилючинском городском округе, Пенжинском, Алеутском, Быстринском, Тигильском, Усть-Камчатском, Елизовском, Олюторском муниципальных районах, Паратунском и Корякском сельских поселениях, в мае 2014 года - в Карагинском и Тигильском муниципальных районах. В 2014 году планируется реализовать институт «сити-менеджера» в Соболевском и Усть-Большерецком муниципальных районах.
Институт «сити-менеджера» на территории Камчатского края будет реализован во всех одиннадцати муниципальных районов и в двух из трех городских округах.