Транспортный комплекс является жизнеобеспечивающим для региона. Устойчивое развитие транспорта и сопутствующей транспортной инфраструктуры создает условия для интеграции территорий края в единое социально-экономическое пространство, для свободного перемещения товаров и услуг, обеспечивает повышение качества жизни населения.

К числу проблем развития транспортного комплекса Камчатского края относится низкий уровень развития дорожно-транспортной инфраструктуры в сочетании с низким техническим уровнем и неудовлетворительным состоянием его производственной базы. Для Камчатского края также характерным является отсутствие надежного транспортного сообщения с материком, ограниченные возможности увеличения внешнеторгового грузооборота портового хозяйства, несовершенство системы аэропортов и аэродромов.

Слабое пространственное развитие транспортных сетей приводит к локализации хозяйственных и социально-культурных комплексов, ограничивает возможности влияния территорий, являющихся лидерами экономического роста, на развитие других муниципальных образований.

Сохраняются тенденции старения основных фондов, что выражается высокой степенью износа объектов транспортного комплекса. Отсутствуют или находятся в критическом состоянии сооружения для приема и утилизации судовых отходов, средства ликвидации аварийных разливов нефти. Не достаточно эффективно функционирует аварийно-спасательная служба, современное навигационно-гидрографическое обеспечение, фактически прекращены систематические промерные работы. Существует проблема привлечения инвестиций на развитие транспортной отрасли, что обусловлено низкими инвестиционными возможностями транспортных предприятий, низкой доходностью проектов и высокими рисками.

Существующие морские перевозки грузов не обеспечивают существенного прироста грузооборота. Отсутствует морское пассажирское сообщение. Перевозку грузов в портопункты побережья осуществляют частные компании, недостаточно обеспеченные судами. Отсутствие развитой автодорожной сети ограничивает развитие междугородних перевозок. Модернизация объектов портовой инфраструктуры повысит возможности в обслуживании судов всех классов. Следует отметить тенденцию к увеличению перевозок по Северному морскому пути, который является главным проводником развития межрегиональных экономических, социальных и культурных связей для арктических регионов.

Ограничениями развития транспортной инфраструктуры являются:

  • слабая заселенность региона, низкая подвижность населения, вследствие недостаточного уровня доступности транспортных услуг для потребителей;
  • недостаточное финансирование из бюджетов различных уровней и внебюджетных источников, приводящее к слабому использованию транзитного потенциала;
  • низкие инвестиционные возможности транспортных компаний;
  • высокая стоимость энергоресурсов, не позволяющая максимально эффективно использовать портовые мощности.

Развитие транспортного комплекса направлено на обеспечение устойчивого социально-экономического роста Камчатского края.

Стратегической целью развития транспортного комплекса Камчатского края является интеграция в транспортно-логистическую систему ДФО и стран АТР и приведение транспортной инфраструктуры в соответствие с потребностями развития экономики и социальной сферы региона.

Приоритетными направлениями развития транспортного комплекса Камчатского края являются:

  • обеспечение транспортной доступности населенных пунктов и стратегически важных объектов региона;
  • модернизация объектов транспортного комплекса;
  • реализация транзитного потенциала региона;

Задачами развития транспортного комплекса Камчатского края являются:

  1. Развитие дорожно-транспортной, портовой, аэропортовой инфраструктуры.
  2. Обновление и наращивание грузового и грузопассажирского парка транспортных средств.
  3. Развитие транзитных транспортных узлов и терминалов на основных направлениях перевозок грузов и пассажиров, как внутренних, так и внешних.

Мерами и механизмами, обеспечивающими развитие транспортного комплекса Камчатского края, являются:

  • создание условий для строительства и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры (автомобильных дорог, действующих морских портов, авиационной инфраструктуры и парка транспортных средств);
  • стимулирование предпринимательской деятельности в сфере оказания транспортно-логистических услуг;
  • снятие необоснованных административных барьеров и упрощение процедур в части таможенного оформления грузов и при заходе судов в порты;
  • совершенствование нормативно-правового регулирования функционирования транспортного комплекса на региональном уровне;
  • предоставление инвесторам налоговых льгот в части, зачисляемой в краевой бюджет, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Камчатского края; предоставление инвесторам государственных гарантий Камчатского края по обеспечению возврата заемных денежных средств, привлекаемых для реализации особо значимых инвестиционных проектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Камчатского края;
  • включение инвестиционных проектов в заявку Камчатского края на участие в конкурсе инвестиционных проектов, претендующих на софинансирование за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации;
  • заключение инвестиционных соглашений в области реконструкции и модернизации объектов транспортной инфраструктуры;
  • предоставление земельных участков для строительства в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объекта (для реализации особо значимых инвестиционных проектов, реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах ГЧП, реализации инвестиционных проектов с объемом инвестиций свыше одного миллиарда рублей);
  • направление ходатайств и обращений в федеральные органы государственной власти, кредитные организации об оказании содействия инвесторам при реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие транспортного комплекса Камчатского края.

Инвестиционная привлекательность Камчатского края ограничивается несовершенством транспортной системы. Тем не менее, край, в силу своего географического положения, обладает высоким и в неполной мере используемым транспортным потенциалом.

Петропавловск-Камчатский находится на пересечении морских путей, связывающих Америку с Юго-Восточной Азией, Австралию и Новую Зеландию с Европой, Океанию с Евразией, Ближним Востоком и Северной Африкой. Реализация этого потенциала может дать новый импульс развития экономики Камчатского края. Регион посредством развития крупных транспортных узлов может выступить, как стратегически важный субъект Российской Федерации, непосредственно определяющий перспективные возможности государства в создании эффективной международной северной транспортной системы.

Перспективным проектом по созданию территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в Камчатском крае является ТОСЭР «Камчатка».

Цель проекта - создание высокоэффективного транзитного контейнерного порта-хаба, который позволит накапливать, хранить, сортировать контейнерные партии при доставке судами без ледового класса из стран АТР до Петропавловска-Камчатского и дальнейшей погрузке на специализированный флот для транспортировки Северным морским путем и обратно, а также создание новых экспортно-ориентированных конкурентоспособных промышленных предприятий, производящих различные товары и услуги в особых условиях для резидентов ТОСЭР.

Кроме модернизации транспортной и портовой инфраструктуры предусматривается реализация комплекса мероприятий:

  • по повышению туристической привлекательности края;
  • по улучшению качества обслуживания пассажиров в аэропорту Петропавловск-Камчатский «Елизово»;
  • по созданию условий сервисного обслуживания воздушных грузовых и пассажирских судов, в т.ч. связанного с их заправкой топливом;
  • по созданию современной курортной зоны в Камчатском крае.

Создание и реконструкция существующей транспортной инфраструктуры в рамках проекта ТОСЭР «Камчатка», обеспечивающей прием зарубежных круизных судов и соответственно приток туристов (строительство здания аэровокзала, международного морского вокзала, пунктов пропуска, глубоководных причалов), будет способствовать созданию современной курортной зоны в Камчатском крае.

Особенность экономики Камчатского края заключается в очаговом характере территориального размещения хозяйства – около 94 % экономического потенциала региона сосредоточено в южной части полуострова. Устойчивое развитие транспорта является гарантией единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности, обеспечения целостности территории и ее национальной безопасности, улучшения условий и уровня жизни населения.

Основными направлениями развития транспортного комплекса Камчатского края станут развитие дорожно-транспортной, аэропортовой и портовой инфраструктуры, обновление и наращивание грузового и грузопассажирского парка транспортных средств, развитие транспортных узлов и терминалов на основных направлениях перевозок.

Развитие транспортной инфраструктуры позволит обеспечить возможность регулярного и бесперебойного круглогодичного транспортного сообщения поселений с административными центрами и г. Петропавловск-Камчатский, а также будет способствовать повышению качества обслуживания и снижению времени перевозок грузов и пассажиров различными видами транспорта.

Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры позволит ускорить социально-экономическое развитие отдаленных районов Камчатского края, поддержать реализация инвестиционных проектов в минерально-сырьевом комплексе, в энергетики, обеспечит условия развития туризма.

В целях интеграции Камчатского края в единую транспортно-экономическую систему России и обеспечения развития экономики в зонах опережающего роста будет сформирована опорная сеть автомобильных дорог (Транскамчатский коридор) меридионального направления с выходом на опорную сеть автомобильных дорог Российской Федерации.

Для завершения формирования опорной сети автомобильных дорог будут построены новые автомобильные дороги и мостовые переходы, выполнены мероприятия по увеличению пропускной способности дорог, в том числе:

  • строительство дорог общего пользования разной категорийности (Анавгай – Палана, Апача – Озерновский, Мильково – Крутогорово (км 181-292), Карымай – Соболево, Тиличики – Аметистовое – Каменское, Седанка – Ковран, Лесная – Оссора, Тымлат – Тиличики, Тиличики – Каменское, Манилы – граница Магаданской области);
  • строительство автомобильных дорог, обеспечивающих доступ к стратегически важным объектам энергетики, промышленности и туризма;
  • строительство автомобильных дорог и магистралей общегородского значения в г. Петропавловск-Камчатский;
  • строительство автомобильных дорог «обход г. Петропавловск-Камчатский и западный обход г. Елизово» и др.

В целях обеспечение сохранности и повышение технического уровня существующей дорожной сети и мостовых переходов, повышения категорийности дорог будут выполняться работы по содержанию, ремонту существующих автомобильных дорог. Запланировано проведение обследования технического состояния мостов в целях обеспечения безопасного и бесперебойного движения по ним транспорта и пешеходов, предупреждения появления в сооружениях деформации и повреждений.

В среднесрочной перспективе будет выполнен капитальный ремонт и реконструкция дорог общего пользования разной категорийности (Елизово – Паратунка, с/з Начикинский – Усть-Большерецк – Октябрьский, Петропавловск-Камчатский – Мильково, Мильково – Крутогорово (км 0-180), Крапивная – Эссо) и реконструкция мостового сооружения через р. Кирганик (на 16 км автодороги Мильково – Ключи – Усть-Камчатск) .

Для увеличения мобильности и стимулирования роста экономической активности населения предусмотрено строительство автовокзалов и остановочных пунктов в муниципальных районах края и их реконструкция.Так в Мильковском районе в 2015 году запланировано изготовление проектно-сметной документации, а на период 2016-2017 годы строительство автостанции. Запланировано проектирование и строительство автовокзала в г. Петропавловск-Камчатский.

Существующая автостанция г. Петропавловска-Камчатского по своей вместимости не удовлетворяет требованиям по обслуживанию пассажиров, а значительное количество автотранспорта, сосредоточенного в одном месте, создает помехи движению и угрожает безопасности дорожного движения. С автостанции в Петропавловск-Камчатском городском округе ежедневно отправляются в рейс 65 автобусов по маршрутам пригородного и междугороднего сообщения и 180 автобусов по внутригородским маршрутам. Строительство автовокзала значительно улучшит обстановку с обслуживанием пассажиров, позволит разграничить перевозки по городу, пригороду и межгороду.

Будут созданы новые транспортные маршруты для обеспечения регулярного и бесперебойного круглогодичного транспортного сообщения населенных пунктов с административным центром края (включая обеспечение транспортного сообщения с отдаленными от основных транспортных магистралей населенными пунктами) и увеличения объема перевозок на существующих маршрутах, разработан оптимальный график движения пассажирского транспорта.

Для повышения безопасности дорожного движения на базе КГАУ «Информационно-технологический центр Камчатского края» будет создана система фото-, видео-фиксации нарушений правил дорожного движения на территории Камчатского края, будет выполнена реконструкция, строительство на участках улично-дорожной сети городов и населенных пунктов дорожных и пешеходных ограждений, техническое перевооружение пешеходных переходов и светофорных объектов.

Воздушный транспорт играет основную роль в круглогодичной транспортной доступности Камчатки. Около 60 местных авиалиний в 30 пунктах аэродромной сети Камчатки вообще не имеют транспортной альтернативы из-за сложного горного рельефа местности, отсутствия автомобильных дорог, большой удаленности населенных пунктов Камчатки друг от друга и от краевого центра. Основные пассажирские перевозки между Камчаткой и другими регионами Российской Федерации осуществляются только авиацией (самолетное и вертолетное сообщение).

Для обеспечения стабильного авиатранспортного сообщения с северными территориями региона будет проведена реконструкция инфраструктуры аэропортов местных воздушных линий в п. Палана, с. Тиличики, с. Оссора, с. Пахачи, реконструкция и техническое перевооружение аэропортов Петропавловск-Камчатский, с. Мильково, с. Усть-Камчатск, с. Тиличики, с. Усть-Большерецк.

В целях обеспечения доступности воздушных перевозок будет продолжена практика субсидирования авиакомпаний, осуществляющих социально значимые региональные и местные перевозки.

Развитие сети аэропортов местных воздушных линий обеспечит безопасное выполнение полетов большого количества воздушных судов малой взлетной массы, находящихся, в том числе, в частной собственности и не относящихся к коммерческой авиации.

Помимо традиционных авиационных перевозок для нужд населения получат развитие технологические авиаперевозки: вахтовые перевозки рабочих и грузов по освоению и обустройству нефтегазовых месторождений и обслуживанию горнодобывающих предприятий (нефтяные – Тигиль, Усть-Хайрюзово; газовые – Соболево, Крутогоровский; горно-обогатительные комбинаты – Манилы, Тиличики).

Значимым проектом развития портовой инфраструктуры явилось строительство морского вокзала в г. Петропавловск-Камчатский.

Возведение здания морского вокзала завершилось в декабре 2016 года, и в дальнейшем позволит вывести на новый качественный уровень обслуживание морских круизных судов, заходящих на полуостров. В здании предусмотрены современный зал ожидания для пассажиров и пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Реализация проекта будет способствовать возобновлению морского пассажирского сообщения с прибрежными поселками Камчатского края и субъектами Дальневосточного федерального округа, обеспечит обслуживание морских круизных судов и создание универсального логистического центра.

Будет выполнена реконструкция портопунктов в с. Оссора, с. Пахачи, с. Тиличики, с. Тигиль.

Строительство причала с обустройством сезонного морского пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в с. Никольское будет способствовать развитию круизного туризма.

Создание в Камчатском крае современной морской транспортной инфраструктуры удовлетворит потребности населения и региональной экономики в перевозках грузов и пассажиров. Реконструкция портопунктов повысит качество и уровень жизни населения, сделав более доступными учреждения здравоохранения, образования и культуры краевого центра для жителей отдаленных территорий края.

Почти во всех отраслях транспортного комплекса сохраняются тенденции старения основных фондов и их неэффективного использования. Износ основных производственных фондов по отдельным группам основных средств превышает 70 % и продолжает нарастать. Состояние многих технических средств транспорта подошло к критическому уровню.

Особое внимание будет уделено обновлению и наращиванию грузового и грузопассажирского парка транспортных средств.

Предусмотрено приобретение и строительство морских судов (строительство грузопассажирского судна для обеспечения сообщения между Командорскими островами, г. Северо-Курильск и г. Петропавловск-Камчатский,паромов усиленного ледового класса, автопассажирским паромом для возобновления регулярного пассажирского сообщения между полуостровом Камчатка, портами Сахалина, Магаданской области, Приморского края и порпунктами Курильских островов).

Развитие морского пассажирского транспорта, как альтернативного воздушному, объективно улучшит условия для проживания в труднодоступных прибрежных и островных поселках Камчатки. Развитие вспомогательного грузового транспорта на море увеличит скорость обслуживания судов и пропускную способность портов.

Решение задачи развития парка воздушных судов предусматривает приобретение краевыми авиакомпаниями, в том числе на условиях лизинга, новых российских ближнемагистральных самолетов отечественного производства, вертолетов класса МИ-8 МТВ и «АНСАТ» и их аналогов.

В условиях ограниченности автодорожной инфраструктуры, для пассажирских перевозок внутри полуострова, в том числе и в туристских целях будут использоваться вертолеты, высоко проходимая автомобильная техника.

Обновление и наращивание грузового и грузопассажирского парка транспортных средств повысит уровень безопасности и экономической эффективности работы транспорта.

Близость расположения полуострова Камчатка и его южной оконечности к крупным трансарктическим и транстихоокеанским воздушным коридорам и морским путям, соединяющим интенсивно развивающиеся страны АТР, способствует развитию крупных транзитных транспортных узлов в Камчатском крае.

Петропавловск-Камчатский обладает значительным авиатранспортным потенциалом, благодаря его положению на пересечении множества кратчайших возможных авиатрасс, проложенных по ортодромиям, соединяющих множество крупных (или значимых) аэропортов Америки и Юго-Восточной Азии, а также аэропортов Океании и Евразии. Развитие аэропорта Петропавловск-Камчатский (г. Елизово) в качестве крупного регионального транспортного узла будет осуществляться с учетом всех факторов риска. При этом, географическое положение, военно-стратегическое значение, туристический потенциал являются важными факторами в пользу превращения Петропавловска-Камчатского в ключевой транспортный узел (аэропорт-хаб).

Реконструированы объекты федеральной собственности в аэропорту «Петропавловск-Камчатский (г. Елизово)», включающая технологическую модернизацию аэродромного комплекса (реконструкция аэродромных покрытий со строительством рулежных дорожек и мест стоянок самолетов, оснащение аэродрома радиотехническими и светотехническими средствами обеспечения полетов и метеорологическим оборудованием, реконструкция объектов аварийно-спасательного комплекса, ограждение аэродрома). Производится поиск инвестора на строительство международного аэровокзального комплекса.

Будет построен современный грузовой терминал, приобретены специальный автотранспорт и оборудование, обеспечивающие авиационную безопасность и систему авиационно-космического поиска и спасения.

Планируется привлечение в регион крупных российских и международных компаний для обеспечения инфраструктуры аэропорта-хаба, получат развитие сопутствующие сервисы.

Требует проработки вариант создания на базе военного аэродрома возле с.Пущино Мильковского муниципального района, расположенного на 244 км автомобильной дороги Петропавловск-Камчатский-Мильково, запасного аэропорта для гражданской авиации, который позволит принимать самолеты, прибывающие на Камчатку в непогоду. Ситуация может быть разрешена путем принятия совместных управленческих решений с Министерством обороны Российской Федерации.

Географическое положение Камчатского полуострова позволяет использовать воздушное пространство Камчатского края для обеспечения транзитных перелетов отечественных и иностранных воздушных судов из стран Юго-Восточной Азии в США и Канаду.

Стратегическая задача российского государства – возрождение активных перевозок по трассе Северного морского пути.

Незамерзающая Авачинская губа – вторая в мире по величине естественная бухта. Расположенный в ней морской торговый порт Петропавловск-Камчатский – самый северный из незамерзающих российских портов, находится в непосредственной близости к международным судоходным линиям. От восточного побережья Камчатки их отделяют 150-200 морских миль.

С новым этапом развития Северного морского пути востребованность Петропавловск-Камчатского порта очевидна. Он должен стать ключевым пунктом для депонирования и перевалки грузов с судов неледового класса на суда ледокольного класса. Здесь можно организовать трансшипмент для судов, перевозящих грузы из Европы на разные направления в Тихом океане и из стран АТР – в Северную Европу, Северную Америку и Канаду.

Порт Петропавловск-Камчатский, претендующий на роль узлового транзитного порта Северного морского пути, должен отвечать самым современным требованием, что предполагает масштабную модернизацию инфраструктуры и привлечение крупных инвестиций.

Проект предусматривает создание дополнительной насыпной территории на месте внутренней и северо-западной части внешней гавани Петропавловской губы. После расширения территории будет проведена реконструкция причальной линии. Необходимо выполнить дноуглубление до 13 метров для приема морских судов большого водоизмещения и строительство новых инфраструктурных объектов: транспортно-логистического комплекса с современным рейдово-перегрузочным терминалом, морских терминалов, центров коммерческо-делового обслуживания и обслуживания туристов.

Насыпные площади на месте внутренней и северо-западной части внешней гавани Авачинской губы расширят территорию порта. Реконструкция причальной линии порта, включая дноуглубление до 13 метров, позволит создать условия для реального развития порта-хаба: увеличить пропускную способность порта и грузооборот, обеспечит возможность приема судов любого класса. Будут созданы дополнительные терминалы для хранения контейнеров и других грузов, размещены сопутствующие сервисные службы.

Перспективным с точки зрения снижения текущих и предполагаемых инвестиционных затрат является создание рейдово-погрузочного комплекса по аналогии с портом Сингапур. Это позволит наладить обработку грузов, сократить расходы, связанные с дноуглублением, принимать флот различного тоннажа, повысить мобильность портовой инфраструктуры, осуществлять техническое обслуживание судов.

Разграничение функций бункеровки, грузоперевозки и пассажирского туризма между портовыми территориями повысит скорость обслуживания судов в порту и приведет к повышению регулярности перевозок.

Реализация проекта позволит повысить безопасность и улучшит экологическую ситуацию в регионе за счет ликвидации аварийных причалов и портовых сооружений рыбного порта. В г. Петропавловске-Камчатском будет создан универсальный современный транспортный узел для развития транснациональных транзитных перевозок грузов по трассе Северного морского пути между Европой, странами АТР, США и Канады.

На первом этапе реализации проекта будет выполнена реконструкция объектов федеральной собственности и объектов инфраструктуры порта Петропавловск-Камчатский, проектирование и строительство системы управления движением судов на акватории Авачинской бухты, проектирование перегрузочных и бункеровочных центров в Авачинской агломерации.

Создание в Камчатском крае современной морской транспортной системы обеспечит ускорение движения потоков пассажиров, товародвижения, снижение транспортных издержек в экономике и реализацию транзитного потенциала региона.