Развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства является одной из приоритетной отраслей в социально-экономическом развитии Камчатского края, ориентированной на повышения качества жизни населения, доступности и качества жилья, ликвидацию ветхого и аварийного жилья, обеспечение сейсмостойкости жилого фонда.

Жилищная сфера Камчатского края показывает положительную динамику развития по обеспеченности населения жильем. Однако, несмотря на активный ввод в действие жилых домов, остается на постоянном уровне удельный вес ветхого и аварийного жилья.

Ключевыми проблемами развития жилищно-коммунального хозяйства Камчатского края являются:

  • высокий удельный вес ветхого и аварийного жилья в общей площади жилищного фонда, в среднем, составляющий до 5 %;
  • неэффективная структура управления многоквартирными домами;
  • старение и ветшание жилищного фонда Камчатского края как результат тяжёлых природно-климатических условий, воздействий сейсмических нагрузок;
  • жилищный фонд Камчатского края является самым «дорогим» в обслуживании для населения края по сравнению с другими регионами ДФО и средними показателями по Российской Федерации;
  • низкая степень благоустройства жилищного фонда в сельской местности и северных районах, в частности, остро стоит проблема качества жилого фонда в Пенжинском, Тигильском, Соболевском, Усть-Большерецком районах;
  • отсутствие надежности инфраструктурных систем жизнеобеспечения населения в особых северных условиях;
  • высокая степень физического износа коммунальной инфраструктуры, ее низкий технический уровень, низкий КПД;
  • низкий уровень активности собственников жилья;
  • нехватка квалифицированных кадров, работающих в сфере ЖКХ в сельской местности;
  • высокие цены на рынке жилья, затрудняющие обеспечение населения собственным жильем.

Основными ограничениями в развитии жилищно-коммунального комплекса Камчатского края выступают:

  • низкий уровень доверия к управляющим организациям со стороны собственников жилья, вследствие их неэффективного управления многоквартирными домами;
  • недостаточный объем финансирования капитального ремонта многоквартирных домов;
  • слабая проработка инвестиционных предложений для финансирования строительства и реконструкции объектов коммунальной сферы.

Стратегической целью развития жилищно-коммунального хозяйства Камчатского края является создание условий по обеспечению доступным жильем, по оптимизации тарифной политики, для институциональных преобразований жилищно-коммунального комплекса, формирования регулируемого рынка услуг, привлечения частного бизнеса и внебюджетных инвестиций.

Приоритетные направления развития жилищно-коммунального хозяйства Камчатского края:

  1. Совершенствование управления и содержания жилищным фондом.
  2. Оптимизация издержек производства коммунальных услуг.
  3. Оптимизация бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение финансовой устойчивости предприятий ЖКХ.
  4. Совершенствование социальной защиты населения.

Задачи развития жилищно-коммунального хозяйства Камчатского края:

  1. Создание условий для развития конкурентного бизнеса в сфере управления жилищным фондом и коммунальном комплексе.
  2. Разработка механизма взаимодействия собственников жилья и их объединений, органов местного самоуправления, государства по вопросам управления многоквартирными домами.
  3. Создание условий для привлечения средств частных инвесторов для модернизации и развития объектов коммунальной инфраструктуры, государственную финансовую поддержку процессов модернизации и развития коммунальной инфраструктуры, в том числе с целью минимизации рисков частных инвесторов, развитие финансовых инструментов и институтов в целях привлечения инвестиций для модернизации жилищно-коммунального комплекса.
  4. Развитие приборного учета в сфере предоставления коммунальных услуг и оплаты услуг по показаниям приборов учета.
  5. Совершенствование системы предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, перечисление бюджетных средств на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам - получателям указанных субсидий.

Мерами и механизмами, обеспечивающими развитие жилищно-коммунального хозяйства Камчатского края, являются:

1. организация процесса функционирования жилищно-коммунального сектора, включая и институциональные преобразования, в том числе:

создание саморегулируемых организаций, объединяющих управляющие организации;

активизация проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет выделения средств краевого бюджета на условиях софинансирования муниципальными образованиями Камчатского края;

осуществление капитального ремонта в многоквартирных домах жилищного фонда Камчатского края с участием средств регионального Фонда капитального ремонта, с участием регионального оператора;

стимулирование и поддержка стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной, энергосберегающей и других, имеющих приоритетное значение для развития жилищно-коммунального хозяйства, сферах;

осуществление политики ресурсосбережения в ЖКХ, через стимулирование предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ путем создания условий, предполагающих механизмы возврата частных инвестиций в отрасль, в рамках реализации программ по ресурсосбережению;

2. оптимизация издержек производства коммунальных услуг, в том числе:

совершенствование управления объектами инженерной инфраструктуры посредством внедрения концессии в сферу жилищно-коммунального хозяйства:

ограничение финансового участия муниципальных образований Камчатского края в осуществлении проектов;

создание конкурентной среды в сфере ЖКХ;

приток финансовых средств в экономику Камчатского края;

вложение концессионерами значительных средств в реализацию проектов, в виде приобретения необходимых материалов, найма рабочей силы и вовлечение в работы смежных отраслей;

развитие различных форм государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов в отрасли ЖКХ, особенно в части строительства, модернизации и капитальных ремонтов коммунальной инфраструктуры, развития инноваций.

3. предоставление субсидий на обеспечение расходных обязательств по предоставлению теплоснабжения населения;

4. предоставление гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Системы водообеспечения и водоотведения городов населенных пунктов Камчатского края требуют реконструкции, модернизации и капитального ремонта, а также строительства новых объектов. Необходимо повсеместное повышение уровня их технической и санитарно-эпидемиологической надежности, усиление контроля качества воды.

Высокий физический и моральный износ объектов водопроводно-канализационного хозяйства ведет к созданию напряженной эпидемиологической ситуации в регионе.

В целях обеспечения населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами будут реализованы следующие мероприятия:

  • охрана источников питьевого водоснабжения;
  • повышение качества питьевой воды по микробиологическим и санитарно-химическим показателям;
  • внедрение в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод современных инновационных технологий, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергоэффективности, включая сокращение непроизводительных расходов воды;
  • повышение надежности функционирования систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

В рамках реализации мероприятия по повышению надежности функционирования систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для обеспечения питьевой водой Авачинской (Петропавловско-Елизовской) агломерации будет реализован инвестиционный проект по строительству Быстринского водозабора.

Проект предусматривает замену обеспечения питьевой водой г. Петропавловска-Камчатского, г. Елизово и п. Пионерский от Авачинского водозабора УМП ПУВКХ г. Елизово, на обеспечения питьевой водой г. Петропавловска-Камчатского с Быстринского водозабора.

В настоящий момент Авачинский водозабор находится в аварийном состоянии. В связи со сформировавшейся обширной воронкой депрессии при эксплуатации водозабора Авачинский и распространении её до жилых районов г. Елизово, существует риск возможного биологического и химического загрязнения подземных водоносных горизонтов.

Реализация проекта «Освоение восточного участка Быстринского месторождения подземных питьевых вод, строительство Быстринского водозабора производительностью до 100 тыс. м3/сутки, строительство магистрального водопровода до г. Петропавловска-Камчатского» позволит обеспечить надежность и безопасность водоснабжения чистой питьевой водой, соответствующей установленным санитарно-эпидемиологическим правилам Авачинской (Петропавловско-Елизовской) агломерации.

Мерами и механизмами обеспечивающими развитие жилищно-коммунального хозяйства Камчатского края являются:

  • использование программно-целевого метода, предусматривающего единый комплекс мероприятий, направленных на развитие коммунальной инфраструктуры и создание условий для дальнейшего повышения доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономкласса, обеспечивающего ценовую доступность и отвечающего современным требованиям, безопасности, энергоэффективности и экологичности;
  • применение механизмов ГЧП в вопросах финансирования создания и эксплуатации жилищно-коммунальной инфраструктуры; внедрение концессионных соглашений с целью привлечения частного бизнеса в отрасль жилищно-коммунального хозяйства;
  • предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Камчатского края в целях софинансирования расходных обязательств на софинансирование мероприятий по опережающему обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для предоставления семьям, имеющим трех и более детей;
  • привлечение внебюджетных и иных инвестиционных средств, в том числе средств коммерческих банков, для финансирования инвестиционных проектов по модернизации коммунального комплекса;
  • создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем установления долгосрочных тарифов и привлечения частных операторов к управлению системами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений;

Повышение качества предоставляемых коммунальных услуг будет обеспечиваться путем реконструкции, модернизации и технического перевооружения коммунальной сферы и внедрения наилучших существующих (доступных) технологий. За счет масштабной реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры будет обеспечена надежность и эффективность поставки коммунальных ресурсов.

Экономически обоснованные тарифы на электрическую и тепловую энергию для всех групп потребителей в Камчатском крае остаются самыми высокими в Российской Федерации. Уровень тарифов для населения в Хабаровском крае ниже, чем в Камчатском крае – в 1,5 раза, в Сахалинской области – в 1,2 раза в Приморском крае – 1,7 раза.

Для развития региональной промышленности, сохранения конкурентоспособности выпускаемой продукции, поддержки социальной сферы и, соответственно, обеспечения жизнедеятельности населения, требуется финансовая поддержка на компенсацию тарифов на электрическую и тепловую за счет средств краевого бюджета. Будет сохранена практика предоставление субсидий организациям, оказывающим на территории Камчатского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства, на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива и организациям, производящим электрическую энергию и поставляющим ее для населения Камчатского края, на возмещение затрат или недополученных доходов, возникающих в связи с установлением тарифов для населения, не обеспечивающих возмещение полных затрат организаций.

В результате развития жилищно-коммунального комплекса к 2030 году будет обеспечено повышение качества жизни населения Камчатского края, основанное на максимально эффективном использовании средств, как государственных программ, так и средств собственников жилья, используя новые модели управления капитальными ремонтами жилого фонда, в частности, посредством института региональных операторов.